РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
БОГРАДСКИЙ РАЙОН
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ТРОИЦКОГО СЕЛЬСОВЕТА
РЕШЕНИЕ
09.02.2021 г. с. Троицкое № 23
Об утверждении Положения о территориальном
общественном самоуправлении в муниципальном
образовании Троицкий сельсовет Боградского района
Республики Хакасия
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования Троицкий сельсовет Боградского района Республики Хакасия, Совет депутатов Троицкого сельсовета
РЕШИЛ:
1. Утвердить Положение о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании Троицкий сельсовет Боградского района Республики Хакасия согласно приложению.
2. Признать утратившим силу решение « Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении на территории Троицкого сельсовета Боградского района Республики Хакасия».
3. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Глава Троицкого сельсовета С.В. Петроченко
Приложение
к решению Совета депутатов
Троицкого сельсовета
от 9 февраля 2021 г. № 23
Положение
о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании
Троицкий сельсовет Боградского района Республики Хакасия
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования Троицкий сельсовет устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения ему необходимых средств из бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет, порядок регистрации Устава территориального общественного самоуправления.
1.2. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования Троицкий сельсовет для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
1.3. Территориальное общественное самоуправление в муниципальном образовании Троицкий сельсовет осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
1.4. В осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать участие граждане, проживающие на соответствующей территории, достигшие 16-летнего возраста.
1.5. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:
- законности;
- свободного волеизъявления граждан;
- защиты прав и законных интересов населения по месту жительства;
- гласности и учета общественного мнения;
- участия граждан в осуществлении собственных инициатив в вопросах местного значения через собрания и конференции граждан, а также через органы территориального общественного самоуправления;
- сочетания интересов населения отдельной территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, и интересов всего населения муниципального образования;
- выборности, подотчетности и подконтрольности органов территориального общественного самоуправления населению соответствующей территории.
2. Порядок установления и изменения границ территории осуществления территориального общественного самоуправления
2.1. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
2.2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет по предложению населения, проживающего на данной территории, с учетом особенностей территории.
2.3. Обязательными условиями создания территориального общественного самоуправления на определенной территории являются:
а) границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не могут выходить за границы территории муниципального образования Троицкий сельсовет;
б) на одной территории муниципального образования Троицкий сельсовет может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления.
2.4. Заявление об установлении границ территории деятельности территориального общественного самоуправления подписывается инициативной группой жителей численностью не менее десяти граждан, проживающих на соответствующей территории и достигших шестнадцатилетнего возраста. Заявление должно содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, адресе места жительства, паспортных данных подписавшихся.
2.5. Подписанное инициативной группой жителей заявление, а также пакет документов по данному вопросу: описание границ территории и схема территории, на которой планируется территориальное общественное самоуправление; справка о численности населения, проживающего на соответствующей территории и достигшего 16-летнего возраста, направляются в Совет депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет для принятия решения об установлении границ территории территориального общественного самоуправления.
2.6. Вынесение вопроса об установлении границы территории осуществления территориального общественного самоуправления на рассмотрение Совета депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет производится председателем Совета депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет не позднее одного месяца со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 2.5 настоящего Положения.
2.7. Совет депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет отклоняет предложение инициативной группы об установлении границ в следующих случаях:
1) если территория, предложенная инициативной группой, полностью или частично совпадает с территорией, в отношении которой принято решение об установлении границ осуществления территориального общественного самоуправления;
2) если границы территории, предложенной инициативной группой, не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2.3 настоящего Положения;
3) если член (члены) инициативной группы не проживают на территории, предложенной инициативной группой;
4) если сведения, указанные в пункте 2.5 настоящего Положения, представлены инициативной группой не в полном объеме.
В случае если инициативной группой представлены недостоверные сведения, документы возвращаются инициативной группе, предложение об установлении границ не рассматривается, о чем сообщается заявителю.
2.8. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, могут изменяться Советом депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет по предложению собрания, конференции граждан, проживающих на соответствующей территории.
2.9. Вопрос об изменении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, решается на собрании, конференции граждан. Новые границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет в порядке, предусмотренном настоящим Положением для установления границ, и закрепляются в уставе территориального общественного самоуправления.
2.10. Для принятия решения об изменении границ осуществления территориального общественного самоуправления в Совет депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет представляются следующие документы:
1) заявление об изменении границ территории осуществления территориального общественного самоуправления;
2) копия протокола собрания, конференции об изменении границ территории осуществления территориального общественного самоуправления;
3) описание границ территории и измененная схема территории осуществления территориального общественного самоуправления;
4) заявление инициативной группы жителей присоединяемой территории в количестве не менее десяти человек, в случае присоединения к действующему территориальному общественному самоуправлению новых территорий, на которых территориальное общественное самоуправление организовано не было.
Документы, предусмотренные настоящим пунктом, представляются руководителем органа территориального общественного самоуправления.
2.11. Совет депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет отклоняет предложение об изменении границ в следующих случаях:
1) если новая территория, предложенная к присоединению к действующему территориальному общественному самоуправлению, полностью или частично совпадает с территорией, в отношении которой принято решение об установлении границ осуществления территориального общественного самоуправления;
2) если измененные границы территории осуществления территориального общественного самоуправления, не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2.3 настоящего Положения;
3) если член (члены) инициативной группы не проживают на присоединяемой территории, в случае присоединения к действующему территориальному общественному самоуправлению новых территорий, на которых территориальное общественное самоуправление организовано не было;
4) если сведения, указанные в пункте 2.10 настоящего Положения, представлены инициативной группой не в полном объеме.
3. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления
3.1. В случае, если Совет депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет установил границы территории для осуществления территориального общественного самоуправления, инициативная группа жителей созывает собрание, конференцию граждан по вопросу организации территориального общественного самоуправления, избрания постоянно действующего органа территориального общественного самоуправления.
3.2. Инициативная группа жителей не менее чем за 2 недели до проведения собрания, конференции граждан извещает граждан, проживающих на соответствующей территории, Совет депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет, Администрацию муниципального образования Троицкий сельсовет путем размещения письменных объявлений на информационных досках, размещения по заявке уполномоченных органов территориального общественного самоуправления (о проведении учредительного собрания, конференции - по обращению инициативной группы) информационных сообщений на официальном сайте Администрации поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о времени и месте проведения собрания, конференции граждан и вопросах, выносимых на обсуждение.
3.3. Подготовку и проведение собрания, конференции граждан по вопросу организации территориального общественного самоуправления, избрания органа территориального общественного самоуправления осуществляет инициативная группа жителей с участием должностных лиц местного самоуправления и органов местного самоуправления муниципального образования Троицкий сельсовет, депутатов соответствующего избирательного округа.
3.4. При численности граждан, проживающих на территории учреждаемого территориального общественного самоуправления и достигших 16-летнего возраста, менее 300 человек - проводится собрание граждан. При численности граждан, проживающих на территории учреждаемого территориального общественного самоуправления и достигших 16-летнего возраста, от 300 и более человек - проводится конференция граждан.
3.5. Норма представительства по выборам делегатов на конференцию граждан при количестве граждан, проживающих на территории учреждаемого территориального общественного самоуправления и достигших 16-летнего возраста, составляет:
а) от 300 до 700 человек - 1 делегат от 50 граждан;
б) от 700 до 1000 человек - 1 делегат от 70 граждан;
3.6. Делегаты на конференцию граждан избираются на собраниях граждан либо путем сбора подписей граждан.
3.7. Инициаторы созыва собрания, конференции граждан:
- организуют проведение собраний или сбор подписей по выдвижению делегатов на конференцию граждан;
- готовят проекты повестки собрания, конференции граждан и регламента работы;
- готовят проект устава территориального общественного самоуправления;
- проводят регистрацию граждан или делегатов, прибывших на собрание, конференцию граждан, учет выписок из протокола, подписных листов.
3.8. Для ведения собрания, конференции граждан избираются председатель и секретарь, счетная комиссия из числа участников собрания, делегатов конференции граждан.
До начала обсуждения вопросов, вынесенных на рассмотрение собрания, конференции граждан, утверждается повестка и регламент работы собрания, конференции граждан.
3.9. На собраниях, конференциях граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения собрания, конференции граждан, общее число жителей, проживающих на соответствующей территории и достигших 16-летнего возраста, количество присутствующих, повестка собрания, конференции граждан, содержание выступлений, принятые решения.
Протокол подписывается председателем и секретарем собрания, конференции граждан. В случае избрания в процессе работы собрания, конференции граждан счетной комиссии к общему протоколу прикладываются протоколы указанной комиссии.
К протоколу конференции граждан прикладываются протоколы собраний, подписные листы, подтверждающие полномочия делегатов на конференции, и лист регистрации участников собрания, конференции с указанием адреса места жительства и паспортных данных.
3.10. Решения собраний, конференций граждан принимаются в порядке, определенном Уставом территориального общественного самоуправления.
3.11. Последующие собрания, конференции граждан в рамках осуществления территориального общественного самоуправления созываются органом территориального общественного самоуправления в порядке, установленном Уставом территориального общественного самоуправления, с учетом требований п. 3.4 - 3.6, 3.9 настоящего Положения.
3.12. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
3.13. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие Устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
4. Порядок регистрации Устава территориального общественного самоуправления
4.1. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации Устава территориального общественного самоуправления в Администрации муниципального образования Троицкий сельсовет (далее - Регистрирующий орган).
4.2. В Уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
4.3. Изменения и дополнения в Устав территориального общественного самоуправления подлежат принятию собранием, конференцией граждан и регистрации в порядке, предусмотренном настоящим Положением для регистрации Уставов территориального общественного самоуправления, с изъятиями, предусмотренными настоящим пунктом.
Для регистрации внесенных в Устав территориального общественного самоуправления изменений и дополнений в Регистрирующий орган представляются следующие документы:
- протокол собрания, конференции граждан, содержащий решение о внесении изменений и дополнений в Устав территориального общественного самоуправления;
- два экземпляра Устава территориального общественного самоуправления с внесенными в него изменениями и дополнениями.
4.4. Для регистрации Устава территориального общественного самоуправления в Регистрирующий орган представляются следующие документы:
- протокол собрания, конференции граждан, содержащий решение об организации территориального общественного самоуправления и принятии Устава территориального общественного самоуправления (со всеми приложениями, указанными в п. 3.9 настоящего Положения);
- два экземпляра, принятого собранием, конференцией граждан Устава территориального общественного самоуправления, один из которых остается в Администрации муниципального образования Троицкий сельсовет. Экземпляры Устава территориального общественного самоуправления должны быть прошнурованы и иметь пронумерованные страницы;
- решение Совета депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет (или его копия) об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
4.5. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его Уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном законодательством.
4.6. Решение о регистрации устава территориального общественного самоуправления принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для регистрации путем проставления на титульном листе каждого из двух экземпляров устава штампа о регистрации, в котором указывается регистрационный номер, дата регистрации и подпись уполномоченного лица Администрации муниципального образования Троицкий сельсовет. Уполномоченное лицо Администрации муниципального образования Троицкий сельсовет в пятидневный срок со дня принятия решения о регистрации устава территориального общественного самоуправления направляет (вручает) уполномоченному органу территориального общественного самоуправления экземпляр зарегистрированного устава или мотивированный отказ в регистрации.
4.7. Основаниями для отказа в регистрации устава территориального общественного самоуправления являются:
1) представление неполного пакета документов или ненадлежащее оформление документов;
2) устав территориального общественного самоуправления не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и настоящему Положению;
3) решение об организации территориального общественного самоуправления и устав территориального общественного самоуправления приняты неправомочным составом собрания, конференции граждан.
4.8. Администрация муниципального образования Троицкий сельсовет ведет реестр уставов территориального общественного самоуправления В реестре отражаются в обязательном порядке сведения о регистрации устава территориального общественного самоуправления, о регистрации изменений в Устав территориального общественного самоуправления, а также сведения о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления
5. Органы территориального общественного самоуправления
5.1. Органы территориального общественного самоуправления в период между собраниями и конференциями граждан осуществляют полномочия территориального общественного самоуправления.
5.2. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории, на срок, предусмотренный Уставом территориального общественного самоуправления.
5.3. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению теми органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;
5) могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.
5.4. Деятельность членов выборных органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления осуществляется на общественных началах.
На собрании, конференции может быть принято решение о денежном вознаграждении членов выборных органов или уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления за счет собственных средств ТОС.
5.5. Органы территориального общественного самоуправления могут объединяться в союзы (ассоциации).
Органы территориального общественного самоуправления вправе создавать координационные и совещательные органы в пределах своих полномочий.
6. Порядок и условия выделения средств бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет для осуществления территориального общественного самоуправления
6.1. Территориальному общественному самоуправлению для осуществления своей деятельности могут выделяться средства бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет.
Средства бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет могут выделяться на осуществление хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, в том числе на оплату расходов органов территориального общественного самоуправления в порядке, определяемом Администрацией муниципального образования Троицкий сельсовет
6.2. Администрация муниципального образования Троицкий сельсовет устанавливает порядок и условия осуществления контроля за целевым и эффективным использованием органами территориального общественного самоуправления выделенных средств из бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет.
6.3. Органы территориального общественного самоуправления представляют отчеты об использовании средств бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет в порядке и сроки, установленные бюджетным законодательством.
6.4. Органы территориального общественного самоуправления несут ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
7. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления муниципального образования Троицкий сельсовет
7.1. Должностные лица местного самоуправления и органы местного самоуправления муниципального образования Троицкий сельсовет:
- оказывают содействие гражданам, проживающим на соответствующей территории, в осуществлении территориального общественного самоуправления;
- оказывают организационную и методическую помощь при проведении собраний, конференций граждан, создании органов территориального общественного самоуправления;
- оказывают содействие в выполнении решений собраний, конференций граждан, органов территориального общественного самоуправления;
- осуществляют контроль за использованием территориальным общественным самоуправлением выделенных средств бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет;
- осуществляют иные полномочия по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, Уставом муниципального образования Троицкий сельсовет и настоящим Положением.
7.2. Предложения собраний, конференций граждан, органов территориального общественного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению теми должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления муниципального образования Троицкий сельсовет, кому они адресованы.
7.3. Органы территориального общественного самоуправления несут ответственность за нарушение ими действующего законодательства, настоящего Положения и иных муниципальных правовых актов муниципального образования Троицкий сельсовет, Устава территориального общественного самоуправления.
Решения собраний, конференций граждан, решения и действия органов территориального общественного самоуправления могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном действующим законодательством.
8. Прекращение деятельности территориального общественного самоуправления
8.1. Деятельность территориального общественного самоуправления, являющегося юридическим лицом, прекращается в соответствии с действующим законодательством добровольно на основе решения общего собрания, конференции граждан либо на основании решения суда в случае нарушения требований действующего законодательства.
8.2. Деятельность территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, может прекратиться на основании решения общего собрания, конференции граждан либо путем самороспуска. Органы территориального общественного самоуправления направляют в течение 3 рабочих дней уведомление в письменной форме в Администрацию муниципального образования Троицкий сельсовет о принятом собранием, конференцией решении или вынесенном в отношении территориального общественного самоуправления решении суда о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления с приложением протокола собрания или копии решения суда.
Администрация муниципального образования Троицкий сельсовет:
в течение 10 рабочих дней со дня получения документов вносит в реестр уставов территориального общественного самоуправления запись о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в реестр;
обеспечивает принятие постановления Администрации муниципального образования Троицкий сельсовет о признании утратившими силу постановлений Администрации муниципального образования Троицкий сельсовет о регистрации устава территориального общественного самоуправления, регистрации изменений и дополнений в него;
размещает информацию о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления на официальном сайте на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
обеспечивает подготовку и направление на рассмотрение Совета депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет проекта решения Совета депутатов муниципального образования Троицкий сельсовет о признании утратившим силу решения Совета муниципального образования Троицкий сельсовет об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
Территориальное общественное самоуправление считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в реестр.
8.3. Финансовые средства и имущество, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, используются в порядке, определяемом решением собрания, конференции граждан, проживающих на территории ликвидируемого территориального общественного самоуправления.
Средства бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет выделенные территориальному общественному самоуправлению подлежат возврату в бюджет муниципального образования Троицкий сельсовет. Имущество, находящееся на его балансе, приобретенное за счет средств бюджета муниципального образования Троицкий сельсовет, выделенных на приобретение такого имущества, или переданное органами местного самоуправления муниципального образования Троицкий сельсовет, подлежит возврату органам местного самоуправления муниципального образования Троицкий сельсовет.