Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Письменные обращения граждан рассматриваются как важное средство осуществления и охраны прав личности.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Предусмотренный данным законом порядок распространяется на обращения не только граждан Российской Федерации, но и иностранцев, а также лиц без гражданства.
В письменном обращении обязательно должны быть указаны следующие сведения:
- наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя;
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения,
- суть предложения, заявления или жалобы;
- личная подпись и дата.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Если письменное обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, которым оно направлено, такое обращение направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Гражданин должен быть уведомлен о переадресации обращения.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Законом установлено, что ответ должен быть дан гражданину в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо должны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Реализация права граждан на обращение гарантируется, в том числе, привлечением виновных должностных лиц к ответственности за нарушение порядка их рассмотрения.
Так, статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
При этом полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении по данной статье относится к исключительной компетенции прокурора.
В случаях, если государственными органами или органами местного самоуправления были нарушены Ваши права, предусмотренные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Вы вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц указанных органов в прокуратуру Боградского района по адресу: с. Боград, ул. Партизанская, 125, тел. 9-14-71.